Путь в небо. Продолжение рассказа о выпускнике Сасовского летного училища

Мы продолжаем рассказ об Олеге Барчугове, выпускнике Сасовского летного училища, пилоте гражданской авиации. В прошлом номере газеты «Сасовская неделя» он рассказал о поступлении в училище и учебе. О том, как сложилась его дальнейшая жизнь, и о профессии, наш сегодняшний рассказ.

Учиться, учиться, учиться

После выпуска из училища практически в полном составе выпускники пошли по существующим тогда авиакомпаниям с вопросом трудоустройства. Подали заявки в «Аэрофлот», «Трансаэро» и даже в президентский авиаотряд, где Олегу сразу дали от ворот поворот из-за родственников за границей. Собеседования были в целом не особо сложные – авиация была в то время на подъеме и пилоты были нужны. К тому же после окончания Сасовского училища у его выпускников были очень неплохие знания, даже при том, что они отставали от реально используемых уже тогда в авиации самолетов производства Airbus и Boeing.

«Многие из моего училищного выпуска, включая меня, прошли отбор в «Аэрофлот». Поскольку летать мы умели реально только на «Ан-2», а этот тип самолета давно не эксплуатировался в «Аэрофлоте», то взяли нас сразу с условием переучивания на другой тип воздушного судна – «Ту-154М».

Переучивание с одного типа самолета на другой – это в любом случае непростое дело, занимающее длительное время, а уж переучивание с очень маленького самолета на очень большой и сложный тем более. Но полетать на этом замечательном лайнере Олегу Леонидовичу было не суждено – пока проходило переучивание, в «Аэрофлоте» решили перестать летать на «Ту-154» и отдать их все в другие авиакомпании. Пришлось переучиваться заново.

В этот раз он переучился на Airbus «A320», среднемагистральный самолёт, эксплуатируемый во всем мире.

С окончания училища до начала реальных магистральных полетов с пассажирами прошло около полутора лет. Итого, чуть больше чем за три года из только лишь мечтателя Олег Барчугов превратился в реально управляющего большим пассажирским самолетом пилота.

«До опытности и профессионализма было ещё далеко, однако уже тогда каждый, даже самый тяжёлый, полёт приносил огромную радость и удовольствие», – подчеркнул он.

Наставники

Благодаря одному из опытнейших инструкторов «Аэрофлота», Андрею Юрьевичу Петрашову, у которого Барчугову повезло проходить летную программу ввода в строй, процесс проходил быстро и эффективно. Только в последствии он понял, насколько это должно было быть сложно для опытного инструктора не вмешиваться в корявое летание стажёра, лишь объяснять и подсказывать, позволяя ошибаться и исправлять собственные ошибки.

«Разумеется, он всегда был начеку, готовый исправить любое ошибочное действие и не подвергать риску исход каждого полёта», – подчеркнул пилот.

После успешного окончания программы ввода в строй вторым пилотом «А320» Олег попал в закрепленный экипаж к ещё одному прекрасному профессионалу, командиру «А320» Андрею Николаевичу Тютереву, который более полугода летал с ним, делясь опытом и мастерством.

Первый самостоятельный полет

Спустя три года, сдав многочисленные теоретические экзамены и пройдя на «отлично» летные проверки в рейсовых условиях и на тренажере, Олег Леонидович приступил к программе ввода в строй командиром воздушного судна. Свой ПСП (первый самостоятельный полёт) в качестве командира большого лайнера совершил 24 апреля 2012 года. Этот день в авиации принято отмечать. Традиционно после этого рейса все свободные от полетов начальники, коллеги и друзья приходят встретить нового командира с его первого самостоятельного рейса с цветами и поздравлениями.

«Этот полет запоминается на всю жизнь – когда на борту больше нет инструктора, который может тебе помочь и подсказать, – рассказал Олег Барчугов. – Есть, разумеется, второй пилот, но только ты принимаешь окончательные решения и несёшь за них полную ответственность».

Свой первый рейс в качестве командира корабля Олег Леонидович выполнил по маршруту: Москва – Рига – Москва.

«Я хорошо помню, как уже после того, как все пассажиры ушли, я объявил по громкой связи в салон для бортпроводников, что благодарю их за участие в моём первом самостоятельном полете. Это был очень эмоциональный момент, и девушки-проводницы прибежали поздравлять и обнимать меня», – поделился Олег Леонидович.

Пилот-инструктор

Олег Барчугов пролетал командиром «А320» четыре года, после чего он принял участие в отборе среди командиров на то, чтобы стать пилотом-инструктором и начать не просто летать рейсовые полёты в качестве командира корабля, но еще и заниматься обучением, вводом в строй молодых неопытных пилотов или пилотов, ранее летавших на других типах воздушных судов.

«По сей день уверен, что это самая сложная и при этом самая интересная из возможных видов работы пилота», – сказал он.

Ему удалось пройти отбор, получить квалификационную отметку «инструктор» в своё летное свидетельство, и в 2016 году он начал летать со стажерами в контуре управления.

«Это хорошо, что пассажиры, многие из которых и так боятся летать, не знают, что у них за штурвалом – стажёр, иначе, думаю, многие бы отказались лететь, но если подумать, а как ещё пилоту стать пилотом, не пробуя полученные на тренажёрах знания и навыки в реальном полёте, как? Наверное, многие пассажиры сказали бы, что это надо делать на пустом самолёте без пассажиров. И отчасти они правы – после окончания подготовки на тренажёре пилоту даётся так называемая «аэродромная тренировка», когда пустой самолёт с несколькими стажёрами и опытным инструктором летает в районе аэродрома по кругам, тренируя взлёт и посадку. Но, во-первых, пустой самолёт ведёт себя не так, как хорошо загруженный, а во-вторых, это запредельно дорого и после однократного полёта на пустом самолёте стажёр попадает уже в обычный рейс с пассажирами на борту. И это нормально – конечно, он может ошибиться, но на этот случай рядом с ним сидит опытный инструктор, готовый в любой момент забрать управление и исправить допущенную неточность. Все в рамках безопасности».

Работать пилотом-инструктором, как и предполагал Олег, было очень интересно. Он стал разбираться в разных психотипах людей, иногда даже заранее мог предположить, какую ошибку стоит ожидать от стажера и как наиболее оптимально выстроить объяснение и корректировку его навыка.

Со многими, почти со всеми своими бывшими стажёрами он общается и с некоторыми дружит до сих пор.

В отделе летных стандартов

В конце 2019 года Олегу Барчугову предложили должность старшего пилота-инструктора в отделе лётных стандартов «Аэрофлота». Кроме продолжения полётов в качестве инструктора ему предстояло заниматься разработкой стандартов авиакомпании, поддерживать в актуальном состоянии главный документ авиакомпании – «Руководство по производству полётов». Это документ, в который собраны все основные правила и нормы лётной работы, а также взаимодействия подразделений авиакомпании. Это очень ответственная и непростая работа, потому что помимо своей основной лётной деятельности сотрудник этого отдела должен в деталях разбираться в международных авиационных документах, отслеживать изменения в них и своевременно готовить предложения для лётно-методического совета на внесение соответствующих изменений в РПП самой авиакомпании.

«Но помимо сложности данный вид деятельности принёс мне ещё большее понимание и осознание внутренних управленческих процессов лётной службы крупной авиакомпании».

Инновации и разработки

За три года работы в отделе удалось сделать многое. В том числе был переведён на совершенно новый уровень автоматизации и контроля целостности данных главный документ «Руководства» – часть «А», которая содержит в себе основные правила полётов и операционной деятельности авиапредприятия. Данный документ был также интегрирован в разрабатываемую электронную библиотеку, выстроены логические связи с другими документами авиакомпании.

Помимо документации Олегу Леонидовичу довелось разрабатывать новую топливную политику авиакомпании, которая получила название Divert or Commit-to-Destination и разрабатывалась совместно с другими сотрудниками отдела в 2020 и 2021 годах. Новая топливная политика учитывает опыт лидирующих мировых авиакомпаний и переосмысливает принципы использования имеющихся на борту воздушного судна запасов топлива. Так, например, ранее предписывалось обязательно уходить на запасной аэродром, если после вынужденного изменения маршрута полёта (например, из-за грозы, не позволяющей проследовать по заранее намеченному маршруту) количество резерва топлива после прибытия на аэродром назначения не позволяло бы проследовать на другой аэродром и ждать там очередности на посадку в течение получаса. Мировая практика и статистика полетов самого «Аэрофлота» показала, что при соответствии параметров погоды на аэродроме назначения определенным в РПП критериям безопаснее и в то же время экономичнее будет в описанной выше ситуации воспользоваться новыми правилами и продолжить полёт до аэродрома назначения для совершения безопасной посадки. Новая топливная политика Divert or Commit-to-Destination позволяет в среднем экономить от двадцати до тридцати тысяч рублей на каждом полете с ее применением.

Однако достижения Олега Леонидовича этим не ограничиваются. В 2017 году им было разработано и с тех пор поддерживается приложение для мобильных устройств, таких как мобильный телефон или планшет. Это приложение получило название Wind Check. Разрабатывал Олег Леонидович его на собственном опыте. Основной задачей этого приложения является облегчение для пилота принятия решения на взлет или посадку в каждом конкретном случае. Трудно себе представить, и, наверное, просто нужно быть летчиком, чтобы осознать, какое количество быстрых решений приходится принимать пилоту на критических этапах каждого полёта. А если полет проходит в плохую погоду, то буквально от нюансов корректности расчёта зависит, уйдет ли этот самолет на запасной аэродром или же ему всё-таки будет позволено произвести изначально запланированную посадку.

«После очередного очень непростого захода на посадку мне пришла в голову идея, как упростить процесс принятия решения пилотом на критически важном этапе полёта, когда решение нужно принять быстро, а главное, правильно», – рассказывает он.

«Я придумал создать приложение, в которое можно было бы заранее, ещё только готовясь к сложному взлёту или посадке, заложить важные параметры конкретного полета, чтобы в критически важный момент не делать сложных подсчетов в голове, а просто посмотреть, при необходимости или возникшем сомнении, на экран мобильного устройства. Приложение, доступное для скачивания как для пользователей устройств iOS, так и Android, быстро стало популярным среди пилотов».

В завершение разговора Олег Барчугов уточнил, что, опираясь на полученный опыт, он занимается разработкой ещё одного приложения, функционал которого должен в значительной мере превзойти предыдущее.