Несколько лет назад на сайт «Огарёво-Почково интернет-музей» прислали информацию о том, что в городе Полярный Мурманской области решили увековечить память командира подводной лодки Михаила Алексеевича Бибеева, присвоив его имя городской библиотеке. Город Полярный расположен на берегу Екатерининской гавани Кольского залива Баренцева моря, примерно в 30 км от Мурманска.
И как-то неловко нам стало, если не сказать – стыдно, что где-то далеко на севере, на берегу Баренцева моря, чтят память нашего односельчанина, а на его родине никто и не знает о легендарном командире подводной лодки. Это упущение хочется попытаться в какой-то мере исправить, познакомив читателей с жизнью Михаила Алексеевича Бибеева, и тем самым воздать дань памяти нашему легендарному земляку.
Почему имени Михаила Бибеева нет на памятнике
Миша Бибеев родился в сельце Огарёво 25 сентября 1904 года в многодетной семье Бибеева Алексея. В Огарёве существовали две улицы, связанные с фамилией Бибеева, хотя жители всегда называли улицы посёлками, и назывались эти посёлки Будки и Сопливка. Следы фамилии Бибеевых живших когда-то на этих посёлках, до сих пор остались в памяти местных жителей. Среди имён не вернувшихся с войны жителей, высеченных на гранитном памятнике комплекса памяти фамилия Бибеев встречается 10 раз. Возможно, среди них есть и близкие родственники нашего героя, поскольку семья была многодетной. Но и тут среди фамилий Бибеев не оказалось фамилии с именем и отчеством Михаил Алексеевич. Однако это вовсе неудивительно, ведь ещё в 1913 году Мишу, девятилетнего деревенского мальчика, родители отправили к старшей сестре в Баку, и его следы в Огарёве во времена Первой мировой войны и, тем более, в гигантских преобразованиях революции и гражданской войны затерялись.
Начало пути к морю
Живя у сестры в Баку, Миша, повзрослев, начал работать: устроился плавать помощником повара на пароходе «Кетте», затем работал кочегаром на пароходе «Алейдар Усейнов». Море, видно, так сильно увлекло и пленило, что он поступил в морской техникум и через 4 года окончил его. Но жажда знаний привела его в Нефтяной институт, в котором он проучился ещё 4 года. В 1933 году Михаил был призван в ВМФ. Окончивший мореходное училище ещё в конце 20-х годов, он успел поплавать и на командных должностях, благодаря чему попал не в штурманский, а в командный класс Учебного отряда подводного плавания УОПП. В марте 1935 года, сразу после его окончания, Михаил Алексеевич был назначен помощником командира на подводную лодку «Щ-203» Черноморского Флота, а с октября 1936 года стал её командиром.
Северный флот
Прослужив в данной должности чуть более двух лет, Бибеев поступил учиться на командный факультет Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова. Для человека, не закончившего военно-морское училище, случай уникальный. С началом войны состоялся досрочный выпуск академии, по результатам которого приказом Наркома ВМФ капитан-лейтенант Бибеев был назначен на Северный Флот командиром подводной лодки «К-2». Но московские кадровики не знали, что данной вакансии фактически нет – штатный командир лодки, болевший длительное время туберкулёзом, переборол хворь и вернулся к исполнению служебных обязанностей. В результате капитан-лейтенанта с академическим образованием пришлось назначить на должность командира по организационно-мобилизационной работе штаба базы подводных лодок. На этой должности Бибеев быстро завоевал авторитет у командования. Когда в начале октября встал вопрос о кандидатуре офицера, которому предстояло совершить боевой поход на британской подводной лодке в качестве представителя советского ВМФ, начальство выбрало Михаила Алексеевича. 29 октября, спустя 13 дней после возвращения из похода, Бибеев получил приказ принять подводную лодку «Д-3», именуемую ещё как «Красногвардеец». Лодка к этому моменту уже девять дней находилась в доке мурманского судоремонтного завода. Попытались наладить работу шумопеленгаторной станции. Были отремонтированы перископы. 11 ноября лодка вышла из дока, затем перешла в Полярный, а спустя десять дней отправилась на позицию в устье Порсангер-фьорда. Неприятности начались почти сразу после выхода в море. Сразу вышли из строя носовые горизонтальные рули и, что ещё хуже, оборвался проволочный подвес гирокомпаса. Восстановить его своими силами было невозможно, а плавать по магнитному компасу, да еще и в условиях плохой видимости, характерной для того времени года, – просто опасно. По вполне понятным причинам Бибеев не стал предлагать вернуться на базу, хотя лодка ещё не успела уйти от нее далеко. В конце концов «Д-3» прибыла к устью Порсангер-фьорда, где держалась не слишком далеко от берега – ориентация постоянно уточнялась по береговым ориентирам. Эхолот работал ненадёжно, уточнить счисление по характерному изменению глубин не удавалось и, стоило только потерять берег из виду, как могла последовать посадка на мель. Это оказывало заметное сдерживающее влияние на боевую деятельность «Д-3». Посадка на мель чуть было не произошла при первой попытке проникнуть на прибрежный фарватер. Второй подход к берегу оказался более успешным.
Утром 28 ноября, несмотря на предупреждение командующего флота не заходить глубоко во фьорды, Бибеев решил осмотреть бухту Хоннингсвога. К счастью, искать добычу долго не пришлось. По левому борту обнаружился тральщик, спустя некоторое время – второй и, наконец, идущий позади них транспорт. Поскольку на самом деле только что вышедший из Хоннингсвога конвой насчитывал не одно, а три судна. По транспорту «Людвиг» был произведён трехторпедный залп. Спустя минуту на лодке зафиксировали взрыв. Сразу после атаки «Красногвардеец» лёг на курс отхода на север, поскольку дальнейшее движение в юго-восточном направлении приводило прямиком на прибрежные скалы. Атакованный 28 ноября транспорт был занесен на боевой счёт «Д-3», как потопленный.
Впрочем, даже без этого боевой счет «Красногвардейца» выглядел весьма солидно. Семь потопленных транспортных судов выводили его на первое место не только в Северном флоте, да и во всем подводном флоте ВМФ СССР! Вслед за представлением к ордену Красного Знамени, сделанному после предыдущего похода, ушло представление к гвардейскому званию. Связать успехи лодки с именем конкретного командира было нельзя, поэтому все лавры достались другому – обеспечивающему действия похода – его представили к званию «Герой Советского Союза». Заслуги Бибеева оценили скромнее – его наградили орденом Красного Знамени.
Наиболее ярким событием, пришедшимся на данный период, стало награждение «Красногвардейца» орденом Красного Знамени, о чем было объявлено 17 января.
С 2 по 18 мая лодка совершила боевой поход с обеспечивающим действия начальником штаба бригады подводных лодок. По возвращении командир доложил о потоплении трёх транспортов суммарным водоизмещением 26 000 т.
21 июня 1942 года подводной лодке «Д-3» первой из ВМФ СССР присвоен «Гвардейский Краснознамённый Военно-морской флаг».
В июне 42 года «Д-3» ушла в свой девятый боевой поход, из которого она, к сожалению, не вернулась. 9 июля истёк срок автономности, 8 августа исключена из списков кораблей флота. Предполагаемыми причинами гибели специалисты называли подрыв на мине, ошибку личного состава или отказ техники. Все 53 члена экипажа пропали вместе с лодкой. Место гибели – район Тана-фьерда, Северная Норвегия.
Увековечить память героя войны в Полярном в 2002 году решили, присвоив имя командира подводной лодки Михаила Алексеевича Бибеева городской библиотеке. Спустя 12 лет на здании появилась мемориальная доска, посвящённая подводнику.
Вот теперь односельчане, познакомившись со своим легендарным земляком-подводником, могут гордиться тем, что в их селе родился мальчик, ставший впоследствии командиром подводной лодки.