Династий в каждой профессии больше, чем самих профессий. Династии учителей – это особая тема. Это не просто выбор специальности, а внутренняя потребность, передаваемая из поколения в поколение. Это же удивительно! Люди, связанные родственными отношениями, выбирают одну и ту же профессию. Что это: гены, зов крови? Дар учить, переданный по наследству? Или нечто полученное свыше, определяющее судьбу?
Во главе династии Подкидышевых Алексей Константинович и Светлана Федоровна. Их общий педагогический стаж составляет 86 неполных лет, из них в Сасове и Сасовском районе – 76. А еще 16 лет – это вклад их сына, Подкидышева Александра Алексеевича. И вместе – 102 года у школьной доски.
Путь в профессию Светланы Федоровны
Светлана Федоровна родилась в Сасове в семье железнодорожников. Дед был машинистом паровоза, папа – инженер локомотивного депо, там же, в депо, всю свою жизнь проработала и мама. Даже старший брат начинал свою трудовую жизнь тоже на железной дороге. Учителей в семье не было. Но после армии брат женился. Так в семье появилась выпускница Рязанского пединститута, учитель истории. Она и стала примером для в ту пору еще ученицы младших классов Светланы. Сказать, что девочка мечтала всю свою жизнь связать со школой, преподавать историю, – это ничего не сказать. Никакие уговоры родителей и брата не действовали: она твердо решила и со своего избранного пути не свернет.
Мечта рассыпалась в одночасье: в Сасовской средней школе № 106 в ту пору изучали лишь немецкий и французский языки, а на истфак в Рязанский пединститут принимали только с английским. Это было потрясение, граничащее с катастрофой. В душе замешательство длиною в полгода. А потом случилось чудо. В девятом классе сменился учитель русского языка и литературы. На смену опытному преподавателю пришла совсем молоденькая, но необыкновенно талантливая Татьяна Филимонова. И все сразу встало на свои места. Любовь к истории не ушла, но пришло осознание, что все события, происходящие в мире, находят свое отражение в художественной литературе. Вот этот предмет она и будет преподавать в своей родной школе, когда получит высшее образование. Так мечталось в далеком 1976 году.
Школу окончила хорошо, но в Рязанский пединститут не поступила: не прошла по конкурсу. Два года работы швеей-мотористкой. Наконец, победа! Она – студентка Мичуринского пединститута. Четыре года студенчества пролетели незаметно. Диплом с отличием.
Ее поезд уехал недалеко от Мичуринска. Час езды на электричке, а потом 15 километров на автобусе или пешком (если на последний автобус опоздала). Первомайский район Тамбовской области. Никольская восьмилетняя школа. Чуть больше ста учеников, 11 учителей. И три года жизни. В первый год было так трудно, что до сих пор страшно. На втором году работы – предложение вернуться в институт, вести национальные группы. Не вернулась, хотя не так давно мечтала именно об этом. Почему? А потому что в школе все наладилось, с учениками общий язык нашла.
Отработав положенные по закону три года в сельской школе, летом 1985-го Светлана Федоровна вернулась на родину. Хотелось ли остаться в Никольском? Очень хотелось. Но дома ждали постаревшие родители.
Педагогический талант Алексея Константиновича
Вернулась не одна. Муж Алексей Константинович – выпускник Тамбовского пединститута, учитель физики. Нет, вместе не работали, познакомились на областных соревнованиях под Тамбовом, оба увлечены туризмом, спортивным ориентированием и бардовской песней.
Алексей Константинович родился в селе 2-я Гавриловка тогда Кирсановского, а сейчас Гавриловского района Тамбовской области. Учителей в семье тоже не было. Учился очень хорошо. Впервые свой педагогический талант начал проявлять еще в родной школе. В ту пору был такой девиз, которому старались следовать все: «Ни одного отстающего рядом». Вот Алексей и занимался с этими отстающими, объяснял непонятное, проверял выполнение домашнего задания. В восьмом классе на экзаменах тему сочинения «Выбирай себе дорогу с пионерских юных лет» раскрывал, доказывая, насколько нужная и интересная работа учителя. Но в жизни паренька было еще одно увлечение. Радиотехника. Нравилось возиться со схемами, собирать, конструировать. Что выбрать? Витязь на распутье. Радиотехнический институт далеко, в Рязани. Другая область, неудобно добираться из тамбовской глубинки. А до Тамбова три с небольшим часа на автобусе по хорошей дороге. Это обстоятельство и сыграло решающую роль в выборе вуза. Ну а специальность – конечно, физика.
Поступил сразу. Учился с большим желанием, никаких сложностей не возникало. Студенческие годы лучшие, наверное, в жизни каждого человека. В ту пору в ТГПИ был клуб спортивного ориентирования «Ритм», объединяющий студентов разных факультетов. У Алексея появилось новое увлечение: походы, соревнования, бардовские песни у костра.
После окончания института вернулся домой, но в родной Гавриловке вакансий не было, а в соседнем селе открывалась новая школа, приехало много молодых учителей. С радостью принял предложение, работал с увлечением, с юношеским задором. От родного села до школы всего 10 километров, но дорога – одно название, поэтому жил в интернате рядом с детьми из дальних деревень, 24 часа в сутки со своими учениками. Скучать было некогда. Так прошло семь лет. Алексея Константиновича очень любили дети, уважали и ценили коллеги и администрация школы. Его решение уволиться и переехать в Рязанскую область приняли в штыки, не хотели отпускать. Но семья есть семья, уступили. Потом еще долго переписывались, делились радостями и огорчениями.
Молодая семья в Сасове
Вот так молодая семья оказалась в Сасове. Алексей Константинович стал учить физике и математике детей в Кустаревской средней школе. Он пришел туда преподавать еще в 1985 году. На дворе было полное надежд время начала перестройки: работал завод, в поселке было тесно от молодежи, в школе едва хватало места для всех учеников; все, как могли, строили «светлое будущее».
Сейчас, конечно, многое изменилось. Появилась новая красавица школа. Условия труда не сравнить с прежними. Но меньше детей в классах, да и взрослые давно уже ездят работать в город. Была ли у Алексея Константиновича возможность перебраться в Сасово? Конечно, была. Но как бросить коллектив, в котором прошла почти вся трудовая жизнь? И как уйти от детей? За эти долгие годы перед глазами учителя прошло уже несколько поколений жителей поселка: сначала братья и сестры, потом их дети, а теперь настала пора внуков. Почти сорок лет на одном месте.
Хороший учитель – это человек, прекрасно знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный в нее, знающий ее горизонты, новейшие открытия, исследования, достижения. Алексей Константинович именно такой учитель, хранящий в памяти во много раз больше, чем предусматривает программа средней школы. Учебный предмет для него лишь азбука науки. Глубокие знания, богатый кругозор, интерес к проблемам науки помогают ему раскрывать перед воспитанниками притягательную силу знаний, предмета и процесса учения.
Светлана Федоровна вернулась в родную школу № 106 и уже 38-й год преподает русский язык и литературу. За это время выпустила пять классов в качестве классного руководителя и 20 – как учитель русского языка и литературы. У Светланы Федоровны есть все, что должно быть присуще настоящему педагогу: талант, душевная теплота, ум, чуткость, терпение и неиссякаемая энергия. Отличное знание своего предмета, эрудиция учителя высоко оценивают ученики. И учителю есть чем гордиться. 36 воспитанников Светланы Федоровны окончили родную школу с золотыми и серебряными медалями. Впрочем, дело не в медалях, а в том, что это хорошие, умные, ответственные люди, представители самых различных профессий.
Светлана Федоровна не только хороший учитель, но и творческая личность. Любит поэзию, хорошо читает стихи, восхищается произведениями Михаила Булгакова и старается передать свое отношение к его творчеству ученикам. Из хобби – бардовская песня, «Что? Где? Когда?» и вязание.
Никуда не делось, а с годами лишь усилилось юношеское увлечение историей. Но теперь оно приобрело несколько иную форму: Светлана Федоровна уже много лет занимается краеведческой работой. Ею накоплен огромный материал об истории школы № 106 – от первых учеников и учителей до знаменитых выпускников школы. Каждый сегодняшний ученик СОШ № 106 прекрасно знает свою историю, и это заслуга Светланы Федоровны Подкидышевой.
Сын Александр сделал выбор сам
В семье Подкидышевых рабочий день никогда не заканчивается по звонку с последнего урока, а продолжается еще и дома, в беседах о проблемах и радостях своих учеников, об их неудачах и успехах, о планах на завтра. Не это ли повлияло на выбор профессии их сына?
Принимая участие в областном этапе конкурса «Учитель года – 2012», Александр Подкидышев так ответил на вопрос о выборе профессии: «Мою маму зовут Светлана Федоровна. Она учитель русского языка и литературы. Папа – Алексей Константинович. Преподает физику и математику. Стаж каждого из них давно уже перевалил за 35 лет. Мою двоюродную сестру зовут Татьяна Юрьевна. Она тоже преподает русский и литературу и дважды участвовала в областном конкурсе «Учитель года». Наконец, моя тетя – Галина Васильевна – много лет была не только учителем истории, но директором школы и заведующим РОНО в Ряжске. Может возникнуть ощущение, что у меня не было выбора, кем стать в жизни. Это не так. Выбор у меня был, и сделал я его осознанно. Пока не жалею».
Да, свой выбор Александр сделал сам, его не агитировали, но и не отговаривали. Он просто жил интересами родной школы № 106, принимал живейшее участие в семейных педагогических спорах, а в 16 лет, после получения аттестата с отличием, подал документы в РГУ имени Есенина на факультет истории и международных отношений. С самого первого курса активно занимался научной деятельностью, принимал участие в нескольких межвузовских конференциях в Туле и Волгограде, неоднократно печатал свои работы. Все: и преподаватели, и однокурсники – были абсолютно уверены, что Александр продолжит свое образование в аспирантуре. А он после получения диплома с отличием принес его в Кустаревскую среднюю школу и стал преподавать там историю, обществознание и английский язык. И продолжает работать уже шестнадцатый год. О том, что не остался в Рязани, не жалеет. Он нашел свое место в жизни, и оно его вполне устраивает.
Александр Алексеевич пользуется заслуженным уважением как коллег, так и всех своих учеников. Это по-настоящему разносторонняя личность. Учитель, прекрасно знающий свои предметы, умеющий заинтересовать детей, он обладает обширной информацией в разных областях знаний, разбирается в современной политике, в спорте, любит литературу, замечательно читает стихи, с детства увлечен бардовской песней. Еще будучи учеником девятого класса, он в родной школе создал для старшеклассников интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?», который просуществовал в этом формате более 15 лет, а потом вышел на городской уровень, объединив юных знатоков из разных школ. За эти годы через клуб прошло огромное количество старшеклассников, команды принимали участие в областных конкурсах и всегда были в тройке лидеров, а трижды становились победителями, обыгрывая даже именитые рязанские клубы. Став студентами, наши знатоки продолжают играть в «Что? Где? Когда?» уже в составе команд рязанских вузов. И Александр Алексеевич продолжает внимательно следить за успехами прежних своих подопечных и всегда радуется их победам.
Учитель истории из Кустаревской школы известен не только в среде коллег на своей малой родине. На протяжении последнего десятилетия он ежегодно принимает участие в работе территориальной предметной комиссии в период проведения ЕГЭ по истории. А в 2017-м Александра Подкидышева делегировали от Рязанской области для работы старшим экспертом в составе территориальной предметной комиссии по истории в Республике Северная Осетия – Алания.
Вот такие они, представители династии Подкидышевых. За долгие годы добросовестного труда в их семейном архиве накопилось много почетных грамот разного уровня, благодарностей, благодарственных писем, дипломов. Все эти документы бережно хранятся, но не выставляются напоказ. Да, достижений в семье немало. Но это не дипломы или грамоты, не победы в конкурсах и не доклады на конференциях. Это – маленькие люди, ученики, а они, хоть и маленькие, все же гораздо значительнее любых бумаг.
На фото семья Подкидышевых: продолжение династии. Скоро свое место у школьной доски займет Евгения Подкидышева. Она оканчивает РГУ имени Есенина и будет учителем математики и физики.