Олег Барчугов пришел в авиацию в 26 лет. В СССР в таком возрасте в авиацию уже не брали, но времена изменились. Как поступал, учился и начинал свою летную карьеру, пилот рассказал корреспонденту «Сасовской недели».
Небо позвало
На момент поступления у Олега уже было полное высшее образование по экономической специальности, свободный английский и небольшой собственный бизнес по организации рабочих и учебных программ для молодежи и студентов за границей.
«А вот чего у меня не было – так это понимания, что и как устроено в авиации», – рассказывает Олег Леонидович.
« Дело в том, что пилоты – это очень «наследственная» профессия, среди пилотов очень часто можно встретить тех, у кого летали и отцы, и деды. Но не все, разумеется, – есть и такие, как я, кто пришел в профессию, опираясь только лишь на собственный интерес к небу и мало что зная про нелегкое летное дело».
А знал Олег Леонидович действительно очень мало, спросить было не у кого, и он пытался найти информацию в Интернете, в том числе на широко известном в то время авиационном форуме AVIA.ru, где создал ветку форума «Подскажите – где учиться летать?!», взяв себе псевдоним Баранкин, который так и остался с ним на долгие годы.
Около полугода Олег готовился к поступлению в одно из высших авиационных училищ России: в Ульяновске или в Санкт-Петербурге. Заново осваивал математику, русский язык, физику. А еще пришлось готовиться к сдаче нормативов по физкультуре: подтягиваниям, а также бегу на короткую и длинную дистанции.
«Дело оказалось очень непростое, но дорогу осилит идущий – после занятий с преподавателями практически ежедневно после работы Олег стал очень уверенно разбираться в свойствах логарифма, расставлении запятых в родном языке, а также худо-бедно справляться с бегом и подтягиваниями. Интересно то, что у него было к кому обратиться – еще с поступления в университет у него остались контакты лучших преподавателей, энтузиастов своего дела – все они откликнулись и очень помогли ему в достижении цели».
Курсант училища
Настало лето 2006 года – пора было сдавать вступительные экзамены. Придя в Шереметьевскую региональную вступительную комиссию, Олег, к своему удивлению, узнал, что в Ульяновск поступить не может, поскольку высшее образование у него уже было, а учиться бесплатно можно только один раз. Зато оказалось, что бесплатно можно учиться один раз в высшем учебном заведении и один раз в среднем, а в России есть несколько летных училищ, относящихся к среднему специальному образованию.
«Я был настроен очень скептически, но, сдав все экзамены на высший бал и поступив, в очередной раз убедился, что все, что ни делается, – к лучшему. Ближайшим к Москве оказалось ставшее впоследствии родным Сасовское летное училище гражданской авиации», – с теплой улыбкой сказал Олег.
Условия жизни и быта курсантов были в те годы весьма спартанскими: жили курсанты в казармах человек по пятьдесят в одном помещении, горячей воды не было, в общественную баню ходили раз в неделю, а из личного имущества были лишь кровать и тумбочка.
Тем не менее это время вспоминается Олегу Барчугову как очень светлое, полное оптимизма, ожидания полетов и знакомства со множеством замечательных парней, в последствии ставших коллегами и друзьями.
Поле, летное поле
Это сейчас в училище бетонная взлетная полоса и рулежные дорожки. А когда Олег Леонидович поступил, все было иначе. Поэтому его воспоминания о той поре уникальны. Учебные полёты тогда проходили только на летном поле училища. В советское время к летному училищу были приписаны не только сам училищный аэродром, но и несколько специально подготовленных полей неподалеку. Но с тех пор количество выпускников сократилось приблизительно с 500 до 50, и все эти поля оказались ненужными, некоторые из них заросли деревьями. Даже на самом аэродроме училища зачастую можно было видеть пасущихся коров из ближайших деревень или машины местных жителей, которые сокращали себе путь домой.
«Здесь, наверное, стоит пояснить, что летное поле училища, по сути, и было обычным полем с растущей на нем травой, просто специально подготовленным, – увлеченно говорил Олег Леонидович. – Без какой-либо растительности крупнее полевой травы и цветов. Этого вполне достаточно для легких учебных самолетов. К тому же отсутствие взлетно-посадочной полосы с твердым искусственным покрытием означает, что маркировку этой самой полосы, необходимую в учебных целях, можно разложить в любом удобном месте поля, а, главное, строго против ветра – летать так гораздо удобнее и проще».
Первым делом самолеты
На тот момент в училище было очень много самолётов, Олег вспоминает, что, по ощущениям, их было 50–60, а может быть, и больше. И все, за исключением двух Л-410, были широко известными Ан-2, «кукурузниками», как их называли в народе.
«Но, к большому нашему сожалению, мы довольно скоро узнали, что почти все из этих стоящих на летном поле красавцев уже списаны по состоянию или возрасту и не могут более подниматься в воздух. Реально летающих было около десяти или пятнадцати Ан-2. И все. Впрочем, и нас самих набирали очень мало. На курс поступили всего 32 парня, только что окончивших школу, и еще 12 «вышкарей», окончивших вузы и уже успевших поработать в разных сферах. Самому старшему из нас было на тот момент около 30 лет», – рассказал пилот.
Об учебе и педагогах
Нормальная продолжительность обучения в подобном училище в России составляет без малого три года. И здесь Олег Барчугов привел сравнение:
«Надо отметить, что в США, например, пилотское свидетельство с аналогичной квалификацией можно получить за несколько месяцев – просто там учат тому, что реально пригодится в профессии и дают очень много практических навыков, а у нас традиционно считается, что пилот должен досконально знать устройство каждого агрегата самолета, характерные признаки тех или иных неисправностей, физический принцип действия приборов и много еще чего. Это действительно очень интересно и наверняка развивает техническое мышление, но во всем мире уже давно поняли, что чинить самолеты и строить новые должны одни специалисты, а летать на них другие, что пилотам, конечно, нужно иметь представление об устройстве самолета, но в первую очередь пилот должен уметь управлять самолетом, а не заправлять его топливом или обслуживать на земле».
Завершив сравнение, он отметил, что качество обучения в Сасовском училище благодаря ещё сохранившимся с советского времени преподавателям превосходило питерское или ульяновское. Про преподавателей, в особенности по ключевым предметам: конструкции самолета и двигателя (Василий Григорьевич Анохин), аэронавигации (Сергей Николаевич Елисеев), приборам (Татьяна Васильевна Фатнева ), аэродинамики (Виктор Васильевич Пушкарёв); а также про всех опытнейших летных инструкторов во главе с командиром лётного отряда Евгением Петровичем Данилиным.
«Вспоминается только самое хорошее. Это энтузиасты своего дела, со всей душой подошедшие к вопросу нашего обучения», – сказал он.
Ветка форума
Уже отучившись несколько месяцев, Олег решил вернуться к своей ветке форума AVIA.ru, которую он начал еще до поступления.
«Но теперь я не просто задавал на ней вопросы, а уже сам подробно описывал жизнь в училище, про то, как поступить, про быт и сложности, и конечно же, про перспективы, надежды и ожидания».
Олег Леонидович рассказал, что с огромным удовольствием общался впоследствии с теми, кому ветка форума помогла найти дорогу в Сасовское летное училище. Со многими из них он до сих пор общается и дружит, а с некоторыми из них летал в одном экипаже в Аэрофлоте».
До свидания, Сасово
Благодаря перезачету многих общеобразовательных предметов с вузовской программы, теоретическую подготовку удалось сократить.
Все положенные летные упражнения и тренировки прошли за одно лето, что позволило сдать государственные экзамены, а также получить свидетельства пилотов гражданской авиации за полтора года.
Сасовское летное училище гражданской авиации Олег Барчугов окончил в 2007 году с красным дипломом.