С июня этого года Фирдавс Мухамадшоев находится на Донбассе. Сначала он присоединился к волонтёрам в Донецке, затем в Мариуполе. Освоившись, записался в ряды Донецкой народной милиции, а со 2 сентября зачислен добровольцем в десантные войска Вооружённых сил России.
Автор Геннадий Манухин. Статья опубликована в газете «Сасовская неделя» № 43 от 21 октября.
РУССКИЙ ИЗ ТАДЖИКИСТАНА
Фирдавс родился в далёком солнечном Таджикистане в 1991 году, но горячо и преданно любит Россию, которую считает своей Родиной. Меня удивили его глубокие знания нашей истории, когда мы записывали поздравления ко Дню Победы. Разговорившись, конечно же, пришли к теме Украины. Он поделился, что с 2014 года внимательно следит за событиями и сердце его рвётся на Донбасс.
– Помогите мне туда поехать, – неожиданно сказал он.
– А ты в армии служил? – спрашиваю.
– Нет, но хотя бы волонтёром!
Начали проговаривать эту тему и сошлись на том, что надо действовать через столицу, поскольку прописка у него московская. Фирдавс учился в университете путей сообщения, магистратуру окончил с отличием, затем очно четыре года занимался научной работой в аспирантуре. В соавторстве с другими коллегами написал несколько научных работ.
В праздничные дни Великой Победы мы вместе чтили память победителей той войны, и Фирдавс ещё раз подтвердил своё желание отправиться на Донбасс. Делом это оказалось не очень простым даже с учётом того, что ему помогал наш земляк в Москве Максим Руднев. Волонтёрская очередь была велика, и неуёмный восточный парень отправился самостоятельно к границе. Тем более что пообещал эвакуированным в Сасово жителям Украины доставить посылку в Мариуполь.
– На границе пробыл пять дней, пока проверяли и формировали группу. В Донецке тоже встретили сначала с недоверием. Помогло знакомство с Максимом, которому позвонили, и он подтвердил, что «я свой».
ОБЕЩАНИЕ ВЫПОЛНИЛ
Донецк встретил сасовского добровольца неласково: постоянные взрывы слышались то тут, то там.
– Мои телевизионные представления о происходящем здесь быстро рухнули. Всё было жёстче и опасней. Как мне рассказали, обстрелы не прекращались все эти годы, даже когда по Минским соглашениям объявляли режим тишины. Видя рядом сосредоточенных и деловитых людей, я быстро втянулся в общие волонтёрские дела, научился слушать происходящее вокруг, определять, куда прилетит снаряд или ракета.
Встав в ряды волонтёров, Фирдавс разбирал завалы, переносил раненых на носилках, различные грузы. Но из головы не выходил Мариуполь, куда он должен доставить посылку.
– Через несколько дней в Донецке, завоевав доверие товарищей, заговорил о поездке туда. И мне помогли. На автомобиле отправились в освобождённый приморский город. Он произвёл тяжёлое впечатление: такого ещё не видел. Бои здесь шли серьёзные. Но, как ни странно, быстро нашёл нужный мне адрес и выполнил обещание: передал ключи от квартиры, немного гривен и привет от эвакуированных.
ИЗ ВОЛОНТЁРОВ – В СОЛДАТЫ
Почти две недели Мухамедшоев работал волонтёром, но сердце рвалось к большему, хотелось с оружием в руках встать на защиту Донбасса.
– Здесь люди быстро сходятся друг с другом, тяжёлая обстановка объединяет, взаимопомощь и взаимовыручка – обязательные условия выживания. И когда узнали, что у меня есть желание воевать, об этом быстро сообщили по цепочке, и меня записали добровольцем в ряды Донецкой народной милиции.
Здесь Фирдавс понял, в чём сила этих людей, восемь лет противостоящих нацистам:
– Какое в них достоинство, какая уверенность в правоте своего дела, преданность своей вере и земле. Влившись в их ряды, и я почувствовал себя сильным.
Часть, в которую его определили, находилась на херсонском направлении. Их задачей было реагировать на прорывы боевиков, затыкать бреши в обороне.
– Уже через несколько дней я уверенно владел автоматом и пулемётом, меня обучили мерам безопасности в бою и вне боевой обстановки.
Пригодилось в части и его высшее образование.
– Современная война требует знаний, и командование, прознав про мои знания математики, поручило мне между боями вести занятия по этому предмету с теми, кто давно встал из-за парты. Это надо видеть, с каким старанием вспоминали бывшие шахтёры, сантехники, культработники, а теперь воины, азы арифметики и алгебры. Они понимали, где им эти знания пригодятся.
Я тогда понял окончательно: враг будет разбит, победа будет за нами!
P. S. Обо всём этом мы говорили с Фирдавсом Мухамадшоевым 11 сентября, когда перед отправкой на фронт ему дали десятидневный отпуск и он приехал в Сасово. Расставаясь, я перекрестил его. И сказал, что будем молиться за него, хотя он и мусульманин. Фирдавс с благодарностью принял мои слова и пошёл. Но, отойдя на несколько шагов, остановился в задумчивости и вернулся:
– А считайте меня православным мусульманином! – сказал он улыбаясь.